Dolby Digital (AC-3). Комментарии.
Уважая со страшной силой Dolby Laboratories и ее создателя, хотелось бы все же внести свою
маленькую ложечку дегтя в это море меда. Компандеры Dolby, несомненно сыграли роль реактивного
двигателя, вынесшего на рынок компакт-кассету и заманившего в кинотеатры зрителя, уже начавшего
привыкать к вездесущему телевидению. Работая "зеркально" при записи-воспроизведении, они
теоретически должны обеспечивать идентичность (за исключением шумов) сигнала на входе и выходе
устройства, что к сожалению, не соответствует действительности. Причина – в наличии на
передаточной характеристике точек излома, служащих именно для более эффективного шумоподавления.
Без них обеспечить эффективное шумопонижение заложенным в Dolby принципом "скользящей полосы"
было бы весьма затруднительно.
Как следствие, оснащенные этими устройствами магнитофоны должны иметь коэффициент передачи сигнала
запись-воспроизведение точно равным единице и, что более важно, точки перегиба экспандера и
компрессора должны совпадать. Добиться этого можно, но…в дело вступают износ головок, разные
характеристики магнитной ленты и ее старение… В общем, все это напоминает тщательно отлаженный
ламповый High-End усилитель, который уже через год теряет оптимальность настройки именно в силу
старения самих ламп.
Правда, идея сжатия-расширения звукового сигнала нашла замечательное воплощение в уникальном, но
малоизвестном в бытовой технике компандере dbx, который, в отличие от Dolby, имеет линейную
передаточную характеристику и обладает полной независимостью АЧХ и ФЧХ от уровня обрабатываемого
сигнала. А ведь именно они отвечают за локализацию в пространстве источников звука! Да и степень
подавления шумов (до – 40 dB, тогда как у Dolby C, к примеру, –20dB) несравненно выше, также как
и способность шумопонижения на средних и низких частотах. Именно невозможность совместить
подавление шумов и четкую объемность звука толкнула Dolby Laboratories к созданию Dolby Stereo с
аж четырьмя каналами и прочих Dolby Surround.
Ну а идея оснастить ими кинотеатры вообще оказалась
золотой жилой – во-первых, много места и, во-вторых, уровень фоновых шумов зала достаточен для
маскировки нехватки динамического диапазона (повышать громкость звука ведь тоже можно только до
болевого порога!).
Ну а последующие поколения Dolby – цифровые- реализованы весьма толково и чего-либо добавить к
сказанному автором статьи просто не имею возможности. Именно этим системам самое место в кино- и
дома – театрах!
А вот по поводу утверждения автора, что
"Dolby Digital - это следующий и возможно последний эволюционный шаг в направлении
реалистичности звука" можно сказать, что использовать подобные системы для озвучивания
фильмов где бы то ни было – это одно, а слушать дома с девушкой Чайковского – это уже совершенно
иное. Аналоговый носитель сам по себе без использования изощренных алгоритмов обработки сегодня
обеспечивает до 70 dB динамический диапазон (до 100 dB в случае применения dbx) и не несет в себе
дикого количества комбинационных составляющих и шумов квантования, зато выдает действительно
живой звук. Люди, начинающие с этого места яростно спорить о чуть-ли не 0,001% уровня гармоник в
сигнале, извлеченного с CD, как правило забывают о том, что уже при перегрузке АЦП на 3 dB
уровень гармоник подпрыгивает в тысячи раз, а ведь пик-фактор реального сигнала никак не меньше
15 dB! То есть совершенно очевидно, что при преобразовании аналога в цифру за номинальный
приходится принимать уровень хотя бы в –15 dB. Далее. При понижении уровня аналогово сигнала
уровень шумов-гармоник пропорционально снижается, а у цифрового – растет. И не просто растет, а
вплотную приближается к 20% уже при уровне –50dB. То есть на фоне якобы "полной цифровой тишины"
вдруг проявляется реальная усталость. Читатель может сам посчитать, что остается от заявленных 95 dB
при 16-разрядном квантовании. А вот когда на рынке прочно обоснуются 24-32-разрядные АЦП, тогда
послушаем…