Цифровой звук

         

Слуховые тесты


Для тестирования использовался компьютер с установленной звуковой картой Creative Audigy. Для подключения использовались входящие в комплект шнуры.


Цифры - цифрами, а субъективные впечатления от прослушивания важны не менее. Они могут, конечно, быть заменены качественной записью работы тестируемого устройства. Только вот на какой аппаратуре потом слушать воспроизведение 20-битного преобразователя, чтобы различить все тонкости звучания? Да и объём файла с подобной записью получится немаленький. Поэтому мы, как обычно, ограничимся экспертной оценкой. Любое мнение, понятное дело, очень субъективно. Однако в силу определённого профессионализма тестирующего аппаратуру эксперта можно считать его квазиобъективным (к тому же, имея определённые навыки, можно вытянуть из "субъективщины" максимум пользы).




Для аудиовизуального тестирования мы выбрали МР3 файлы с композициями популярной музыки в исполнении современных зарубежных поп-звёзд, а также СD с популярной и класcической музыкой. Качество звучания можно охарактеризовать как очень хорошее. Признаться честно - мы ожидали гораздо худшего и "зажатого" звука. Дело в том, что небольшая стоимость обычно компенсирует качество. Здесь мы видим приближение к оптимальному решению, говоря о качестве звучания и цене одновременно. Те, кто имел удовольствие видеть и слышать F&D IHOO 5.1, прекрасно нас поймут. Колонки F&D 600-й серии лишь немногим уступают фронтальным колонкам из упомянутого 5.1 комплекта. Итак, приступим.

В поп-композициях с богатыми музыкальными партиями звук был объёмным и насыщенным. При встрече с более глубокими низкими частотами корпуса колонок не подыгрывали, как это случается с пластмассовыми колонками и сабвуферами. Середина и верха передаются очень натурально, не "лезут" вперёд, а регулировать тембр можно в достаточно широких пределах.

Классическая музыка звучит весьма правдоподобно, а ведь на ее воспроизведении обламывают зубы и гораздо более дорогие системы! В целом модель SPS-678 понравилась нам чуть больше на всех тестовых композициях (она и стоит чуть дороже). Хотя надо отдать должное модели SPS-699 за её дорогой "хай-файный" внешний вид, особенно со снятыми сетками.

Cледует сказать и о кнопке включения 3D звука. При её нажатии звучание одних композиций становилось приятнее и объёмнее из-за добавления реверберации и расширения стереобазы, другие же предпочтительнее слушать без объёмного эффекта.

Далее мы просматривали DVD трейлеры, насыщенные звуковыми эффектами. Да, это не 5.1-канальный звук, поэтому судить сложно, но в целом оба набора звучали неплохо. В любом случае многоканальный звук предпочтительнее слушать на многоканальных наборах колонок. Однако если вы хотите получить качественное стерео, то с этими колонками вы его получите.

Что можно сказать по поводу игр? Неоднократно мы говорили и повторимся ещё раз, что в 3D шутерах (как, например, UT и Q3) качество звука изначально является довольно посредственным. Частота семплирования в них редко превышает 22 кГц. Что касается булькающих, хрипящих и шипящих звуков игровых эффектов - их сложно с чем-то сравнивать при прослушивании, поэтому искажения, вносимые акустикой, могут быть не так заметны. Таким образом, для передачи звука в шутерах подходят любые колонки, воспроизводящие все частоты на более или менее пристойном уровне. Колонки от F&D легко справляются с этой задачей.

В играх с более богатыми и качественными семплами (таких, как HM&M3, Diablo2, Проклятые Земли) тестируемые модели показали себя очень неплохо: звучание было объёмным и ненапрягающим. Музыка лилась, заполняя всё вокруг и оставляя только самые приятные впечатления.




Для тестирования использовался компьютер на базе процессора P3-550, не имеющий в своей конструкции ни одного работающего "карлсона": встроенное видео на i815 обходится штатным чипсетным радиатором (как расплата за мутное изображение на 17-шке), процессор неплохо себя чувствовал со снятым вентилятором, а пропеллер блока питания, предусмотрительно дующий в корпусе InWin A700 непосредственно на процессор, был отключен аккуратно впаянным в разрыв цепи тумблером (последний оставлен для каких-нибудь интенсивных задач, типа проигрывания MPEG-4). Журчание и без того тихого винчестера Fujitsu совсем умолкли на полусантиметровом сеновале из отслужившего свой век мягкого ткане-резинового мышиного коврика, положенного тканью вниз. Получившаяся идеальная рабочая станция меломана (по совместительству мой измерительный инструмент для снятия АЧХ) без проблем проработала уже больше двух недель без дополнительного охлаждения и, что самое важное, без малейших проблем со стабильностью. По датчику Intel Active Monitor температура поднялась всего на 10 градусов: с 30 до 40.

Слуховые тесты умышленно проводились до заглядывания внутрь акустики и усилителя. В качестве тестового материала служили wav-файлы с музыкой, предварительно сграбленные с CD-DA. Использовались различные жанры - от живой джазовой музыки, до современной электронной и танцевальной. Воспроизводящие звук карточки: EgoSys Waveterminal 2496 для музыки и Creative SB Live! 5.1 для фильмов/игр.




Для прослушивания музыки и игр был использован недорогой набор деревянной 5.1 активной акустики без встроенного декодера F&D IHOO 5.1, а для проверки цифрового S/PDIF выхода - DD5.1/DTS декодер JS DE-005 от Jazz Hipster.

Как и для измерений в качестве референса использовался проверенный временем Live! Value CT4830 с кодеками от Creative и Philips. Прослушивались MP3 композиции современной инструментальной музыки, сграбленные с CD-DA или записанные с радио и имеющие битрейт 256..320 кбит/с.

Чуда не произошло, Live! играл немного поярче и поразборчивее, особенно на средних частотах. Однако звучание Theatre X-treme 5.1 нельзя было назвать плохим даже на данной, весьма приличной, акустике. Карта играла вполне прилично (если, конечно, не выставлять в микшере настройки, выше чем: 30% 5.1 канальные регулировки, 50% Wave/DS и 80% Master Volume) и даже превзошла те скромные ожидания, которые возлагались на нее после проведённых измерений в SpectraLab-e. Для воспроизведения музыки преимущественно в формате MP3 такая карта будет вполне логичным выбором.

Что же касается особых ценителей качественного саунда - они смогут без проблем на порядок улучшить впечатления от прослушивания, подключив внешний преобразователь (может быть, даже декодер или ресивер) "по цифре". Используемый нами декодер JS DE-005 без проблем работал с картой во всех режимах: PCM stereo, Dolby Pro Logic, Dolby Digital 5.1, DTS (чтобы вы не удивлялись, сообщаем, что семейство SBLive! "не дружит" с семейством декодеров JS в режимах PCM stereo и Dolby Pro Logic). Звучание через декодер даже на таком недорогом комплекте акустики было несколько приятнее, чем через встроенные в карту кодеки. Минусы такого подключения уже были изложены в начале статьи, поэтому не будем повторяться.

По поводу встроенного радио: глупо было бы требовать от него качества воспроизведения на уровне стационарного Hi-Fi компонента. Оно таковым и не является. Если даже сравнивать с тюнером музыкального центра среднего класса, звучание немного "зажатое", хотя в целом неплохое (многие даже скажут - замечательное). А уж для фонового воспроизведения радио - совсем даже неплохое. Следовательно, если вам нужно радио для "музыкального фона" с качеством $100 бумбокса, купив эту карту, вы его получите.

Воспроизведение звуковой дорожки в формате Dolby Digital 5.1 посредством входящего в комплект программного плеера WinDVD также не вызвало нареканий. Звучание карты в DVD фильмах для компьютерных наборов активной 5.1 акустики начального уровня можно считать вполне приемлемым и сбалансированным по отношению к её цене.



Содержание раздела