Cамоучитель по CubaseSX




4.4.4. Привязка графических объектов, первое знакомство с квантизацией

Все операции по перемещению любых графических объектов и частей, в частности, выполняются с помощью мыши. Однако разрешающая способность любого манипулятора ограничена. Без специальных средств было бы очень трудно, например, совместить начало перемещаемой части с началом такта в том масштабе, в котором выполняется основная работа в секции треков.
Средство это существует во многих редакторах, включая Cubase SX. Называется оно Snap (привязка).
Режим привязки включается кнопкой (Snap), расположенной на панели инструментов окна проекта. Справа от этой кнопки расположено поле Snap Mode Selector (выбор режима привязки), показанное на рис. 4.41. Щелчком на нем открывается меню, содержащее различные режимы привязки. Каждый режим имеет свое графическое обозначение и название. Перечислим их.

  •  Grid — привязка к узлам невидимой сетки;
  •  Events — привязка к границам (началам и окончаниям) сообщений;
  •  Shuffle — режим "перетасовки", при котором перемещаемые части или аудиосообщения могут следовать только друг за другом;
  •  Magnetic Cursor ( ) — привязка к указателю текущей позиции;
  •  Grid + Cursor () — комбинация режимов Grid и Magnetic Cursor;
  •  Events + Cursor ( ) — комбинация режимов Events и Magnetic Cursor;
  •  Events + Grid + Cursor ( ) — комбинация режимов Events, Grid и Magnetic Cursor.

 



Рис. 4.41. Поля Mode Selector, Grid Selector, Quantize Setup (слева направо)

Наиболее универсальным можно считать режим Grid. Когда он включен, перемешаемые пользователем графические объекты (включая локаторы) "прилипают" к узлам невидимой сетки. Шаг сетки задается в поле Grid Selector, расположенном справа от поля Snap Mode Selector (рис. 4.41): 

  •  Ваr — использовать шаг сетки, равный такту; 
  •  Beat — использовать шаг сетки, равный доле;
  •  Use Quantize — использовать шаг сетки такой же, как и шаг квантизации. 

Квантизация предназначена для коррекции неидеальности "живой" игры музыканта. Понятие квантизации бок о бок идет с понятием привязки объектов к сетке, но применяется квантизация только к сообщениям типа Note (сообщение о нажатии MIDI-клавиши).
Традиционная квантизация — это привязка начальных позиции и протяженности сообщения типа Note к узлам невидимой сетки, расположенной вдоль оси времени, поэтому моменты возникновения и длительности звуков будут кратны шагу сетки. С точки зрения пользователя квантизация выглядит так: выделяете одну или несколько MlDl-частей (или отдельные сообщения внутри части) и подаете специальную команду. После этого начала или длительности нот (в зависимости от команды) притягиваются к ближайшим узлам сетки. Существует еще режим автоматической квантизации, включаемый кнопкой AQ, расположенной на транспортной панели. В этом режиме квантизации будут подвергаться все записываемые сообщения типа Note.
Шаг квантизации выбирается в меню, вызываемом щелчком на поле Quantize Selector (рис. 4.41), расположенном справа от поля Grid Selector. Кроме стандартных пресетов, в данном меню вы можете выбрать команду Setup, открывающую окно диалога Quantize Setup. В данном окне вы можете более тонко настроить работу квантизации. В частности, можно сделать привязку нот к узлам сетки нежесткой. Это позволит частично сохранить неидеальность живой игры и тем самым избежать ощущения "компьютерности".
Подробно о квантизации мы расскажем в главе 6.
В завершение раздела заметим, что если включен режим привязки к сетке, то это распространяется и на объекты, создаваемые при записи (части и аудиосообщения).