Cамоучитель по CubaseSX




9.2. AutoPan — формирователь последовательности сообщений Control Change

Судя по названию следующего MIDI-эффекта (AutoPan, рис. 9.13), он предназначен для автоматического перемещения по стереопанораме кажущегося MIDI-источника звука. На самом деле, автопанорамирование — лишь одна из задач, с которой в состоянии справиться эффект, а его реальные возможности значительно шире.



Рис. 9.13. Окно эффекта AutoPan

В принципе, эффект представляет собой виртуальный функциональный низкочастотный генератор (LFO), который способен вырабатывать сигналы различной формы (синусоида, последовательности прямоугольных и пилообразных импульсов, хаотические колебания) и с помощью этих сигналов управлять параметрами синтеза звука (значениями контроллеров). Вероятно, выбор названия для эффекта обусловлен тем, что по умолчанию он настроен на управление панорамой.
Рассмотрим интерфейс окна эффекта. В его верхней части расположены кнопки выбора формы управляющего сигнала, достаточно наглядно обозначенные и поэтому не требующие дополнительных пояснений.
Значения нескольких параметров вводятся в соответствующих полях. Делается это одним из традиционных для Cubase SX способов: набором числа с компьютерной клавиатуры, щелчками на стрелочках, расположенных в правой части поля, или перемещением с помощью мыши горизонтальной диаграммы голубого цвета, которая, если щелкнуть на ней, превращается в слайдер.
В поле Period вводится значение периода колебаний. Относительно малые значения времени отображаются как доли такта, большие — в сотнях и тысячах тиков.
В поле Density вводится значение параметра, обозначенного как "плотность", фактически определяющего соотношение между длительностями положительной и отрицательной полуволн управляющего сигнала. В частности, для управляющего сигнала в виде последовательности прямоугольных импульсов этот параметр имеет смысл скважности. Под скважностью понимается отношение периода последовательности к длительности импульса. Например, в режиме автопанорамирования этот параметр определяет то, в течение какой части периода звучащая точка будет находиться в левой части выбранного участка панорамы, а в течение какой — в правой.
Сам диапазон изменения модулируемого параметра (в частности, протяженность панорамы) задается в полях Min и Мах.
Чем, кроме панорамы, может управлять эффект? Ответ на этот вопрос можно получить, поработав слайдером поля ввода Controller. Вы увидите, как в поле будут поочередно появляться названия или номера контроллеров. В частности, там есть и контроллер № 10 (Pan).
Поле Amp Mod доступно не всегда, а только при выборе тех контроллеров, для которых есть смысл управлять глубиной амплитудной модуляции.
В раскрывающемся списке Presets вы найдете три группы готовых пресетов. В первой (Pan) сосредоточены пресеты, связанные с автопанорамированием, во второй (Filter) — с частотной фильтрацией, в третьей (Expresion) — с динамическим управлением экспрессией (обычно путем изменения громкости). Будут ли работать все пресеты, зависит от того, какие контроллеры из числа задействованных в них поддерживаются синтезатором, имеющимся в вашей звуковой карте, или виртуальным синтезатором, подключенным к проекту.